Фраза «Без ТЗ результат ХЗ» популярна среди маркетологов, копирайтеров, редакторов. Эти специалисты занимаются коммерческими текстами и показывают, что итог зависит от постановки задачи. Если все разложено по полочкам — текст будет хорошим. Нет ясности — материал выйдет плохим.
Статья рассказывает, что это не так — без ТЗ результат не будет ХЗ. Одно условие: текст должен писать хороший автор.
Так рассуждают люди, привыкшие к комфорту. Они хотят все понимать с первой секунды и не напрягаться.
Или у авторов очередь на три месяца вперед, поэтому они перебирают заказы — этот беру, а в этом задача поставлена непонятно, поэтому откажусь. По мнению таких коммерческих писателей, работодатель должен преподнести задание на блюдечке.
Но всегда бывает наоборот. Подробности скрыты — заказчик не знает, важно про них рассказывать или нет. Или думает, что копирайтер должен догадаться обо всех нюансах проекта, прочитать мысли.
Дело в понимании. Заказчик мыслит глобально — догадывается, что должен сделать текст для пользы бизнесу. Но не понимает, что нужно объяснить исполнителю, чтобы такой текст получить. Не может поставить задачу. Ведь он хорошо знает свою работу — может строить дома, возить туристов в Альпы или делать велосипеды. Но не в курсе, что нужно копирайтеру для его работы. На тему есть статья в блоге «Заказчики текстов — какие они?». Почитайте, интересно.
Однако автор настаивает. Дайте ТЗ, без него результат будет ХЗ! В итоге получается, что работодатель не знает, что нужно сообщить, а исполнитель не хочет делать лишних усилий. Итог — сотрудничество не состоится или результат будет плохим.
Есть вариант, когда заказчик и исполнитель говорят на одном языке. Так происходит, если работодатель из той же сферы, что и копирайтер. Не берем ситуацию с агентствами контент-маркетинга — там люди в курсе подробностей работы. Речь о частных сделках.
Например, текст заказывает маркетолог компании. Или руководитель фирмы, который в прошлом сам составлял пресс-релизы, писал коммерческие предложения. Или редактор корпоративного блога ищет подрядчика. В этих случаях постановка задачи пройдет понятно, но у хорошего автора все равно появятся вопросы.
Нужно не умничать, а проявить инициативу, помочь. Изучить тему, выяснить пожелания, предложить решение. Составить бриф для текста — пусть уточнений будет много, и работодатель устанет на них отвечать. Зато текст выйдет хороший, даст пользу читателю, достигнет маркетинговой цели, принесет прибыль.
Ведь если автор бездействует и ждет ТЗ, он становится похож на нейросеть. Зачем тогда он нужен? Заказчику проще составить промт — это такое же техзадание и доверить работу машине. Искусственный интеллект вникать не будет, напишет по ТЗ. Получится хуже, чем у грамотного автора, который вгрызается в материал, ищет фактуру. Зато быстрее и дешевле.
Поэтому, если задания нет, коммерческий писатель должен его создать, добыть сам. Тогда и результат будет хороший.
Спасибо за внимание. Читайте другие материалы блога, например статью «Повторы в технических текстах».