Это один и тот же человек. Коммерческий писатель, копирайтер, автор текстов для бизнеса – разные названия специалиста, который создает продающий контент. Важное уточнение – текстовый контент.
В статье расскажу о том, где учат копирайтеров, сколько таких мастеров слова в России, какой гонорар получает коммерческий писатель. И в отличие от многих материалов на тему, которые можно встретить в Сети, выскажу свое мнение как профессиональный копирайтер.
Сведения актуальны на май 2023 года.
Копирайтер – это профессия. Но ни одно учебное заведение не готовит таких специалистов. Не выделяет занятия в отдельные, длительные направления. Дело в том, что нецелесообразно учить именно копирайтингу 4-5 лет в рамках высшего образования.
Ряд профессий, которые постигают студенты, могут стать основой для последующей работы автором бизнес-текстов. Например, филолог, журналист, лингвист, переводчик – в основном, гуманитарные направления. Но специально в течение нескольких лет копирайтинг не преподают.
Для этого ВУЗы предлагают курсы. Занятия длятся несколько месяцев, их содержание зависит от организаторов. Необходимо научить слушателей писать продающие тексты: коммерческие предложения, рекламные объявления, посты для соцсетей и досок объявлений, статьи для сайтов и отдельных посадочных страниц – лендингов и прочие материалы.
Помимо официальных учебных заведений мир пестрит массой курсов в Интернете. Никому не известные псевдомастера, попросту говоря, инфоцыгане, предлагают обучить будущих авторов за несколько дней. Реже – за пару недель. Конечно, есть признанные копирайтеры, маркетологи, руководители агентств, которые тоже открывают курсы. Но специалистов, действительно заслуживающих доверия, мало.
Поэтому советую при выборе места обучения отдавать предпочтение ВУЗам. Для проведения курсов организаторы часто приглашают тех же известных копирайтеров и маркетологов – на сдельную работу. В этом случае вы точно не потеряете в качестве по сравнению с самостоятельным определением будущего наставника. Или занятия будут вести местные преподаватели, но со знаниями и подтвержденной квалификацией. Возможно, эти сотрудники будут не так известны в бизнес-среде. Но их уровень от этого ниже не становится.
При этом вся учеба проходит официально. В итоге слушатель получает документ, который работодатели и клиенты признают охотнее, чем странный сертификат от «интернетовского гуру копирайтинга», состряпанный на коленке и не имеющий веса.
Как я стал копирайтером? Это тема для отдельной статьи, которую напишу позже. Но диплом о дополнительном, смежном образовании, которое помогает в работе, можно увидеть на главной странице сайта.
Один из известных сайтов фриланса называет число 1,6 млн по состоянию на начало 2023 года. Каждый 90-й человек в стране. Это, конечно, огромная величина, точно не отражающая реальную ситуацию. Тут нужно понимать, что подавляющее число таких деятелей только думают, что они – копирайтеры. На деле профессиональных авторов бизнес-текстов намного меньше. В тысячи раз.
При этом росту сильно способствовала пандемия. В условиях карантина или работы на удаленке чуть ли не каждый, кто в школе писал сочинения и что-то слышал о копирайтинге, подумал, что он – коммерческий писатель, способный создавать продающий контент. И собирался зарабатывать на этом.
Такие люди пишут от случая к случаю. Совмещают тексты с основной работой. Часто действуют в спешке, уделяют мало внимания подготовке, стремясь заработать за счет объема. Готовы хвататься за ценник 50, 100 руб. за 1000 знаков, демпингуя и выдавая некачественный продукт. Тем самым снижают впечатление заказчиков, получивших плохой текст, от сотрудничества с копирайтерами, что в целом сказывается на престиже профессии. Но это при условии, что заказчик может отличить плохой текст от хорошего.
Перечислю места, где работают авторы продающего контента:
Коммерческий писатель может по-своему представлять ценник на заказ. Но при устройстве на работу по найму гонорар уже определяет руководитель.
Например, ко мне обратились из одного рекламного агентства с предложением разработать название по их заказу. Но, зайдя на сайт организации, я понял, что их цена превышает мою в 3 раза. То есть мой нейминг будет стоить условный 1 рубль, а агентство перепродаст итог работы за 3 руб. Для частного специалиста это – не препятствие. Но мы не договорились о порядке оплаты, поэтому сделка не состоялась.
Здесь все очень условно. Можно считать себя копирайтером, выполнить один заказ в месяц в свободное от основной деятельности время и получить 500 руб. за пост в соцсети. Или заработать 20 тыс. на каторжной бирже.
Можно попасть в известное агентство, куда идут большие фирмы и богатые клиенты, не знать проблем с заказами даже с учетом гонорара работодателя. И получать 50-100 тыс. в месяц. Еще – быть частным специалистом, давать рекламу, искать заказы самостоятельно (как автор этой статьи), но с ненормированным доходом. Вариантов несколько.
Но есть статистика. В среднем, если учесть все способы и любых участников, получится, что коммерческий писатель в России зарабатывает около 35 тыс. руб. в месяц.
Есть элита, к которой нужно стремиться – от 0,9 до 2 % авторов. Такие специалисты получают более 150 тыс. Но часто эти авторы уже вышли за пределы копирайтинга и занимаются сопутствующими услугами. Продают курсы, книги. Дают консультации, работают наставниками. Выступают на форумах, читают лекции за деньги. И суммарно считают доход, ведь только на текстах добиться такого гонорара сложно: копирайтинг в России недооценен. И платить много только за написание текстов заказчики не привыкли.
Чаще всего «производительность» измеряют в знаках. Даже вопросы задают: «А сколько знаков в день вы можете выдать?». Как автоматическая печатная машинка.
Здесь меня удивляют некоторые авторы, которые уверенно декларируют конкретное число. Например, утверждают, что уверенно пишут 12 тыс. символов без пробелов. Или 10. Может, 15. Неважно. Как так можно говорить – непонятно. А вдруг тема трудная, и ее придется изучать несколько дней, составлять бриф, опрашивать специалистов, уточнять детали и прочее.
Но даже если все нюансы известны, 10 тыс. – это огромное число. По-моему, невозможно писать столько ежедневно, 5-6 дней в неделю. Конечно, речь идет о хороших текстах. Замерил свой объем, после которого уставал, – получилось не более 5 тыс. знаков.
По этому поводу вспоминается известный коммерческий писатель Юджин Шварц. Американский копирайтер работал с перерывами 6 отрезков по 33 минуты 33 секунды в день и не более. Или английский писатель Грэм Грин, который писал 500 слов в день и ни символом больше. И все – ради сохранения качества.
Спасибо за внимание! Статья была полезной? Хорошо! Приглашаю в Telegram-канал автора о копирайтинге и маркетинге – здесь тоже много интересной информации, факты, статистика о работе и честное, но иногда резкое мнение.